понедельник, 24 августа 2009 г.

Стратегии успеха: об инновациях

На прошлой неделе мы с вами обсуждали одну из стратегий успешного бизнеса, которая может также называться стратегией «быстрого имитатора». Но чтобы имитировать бизнес, на рынке должны существовать и «пионеры», прорубающие дорогу к новым сегментам и потребителям.

Стратегия, о которой пойдет речь сегодня, это стратегия разрушительных инноваций.
Как работает: Главная идея для успешного старта правильно подчеркнута увлеченным венчурным бизнесом Гаем Кавасаки. Так вот, Гай говорит, что вы не измените мир, если захотите сделать свой бизнес на 10% или 50% лучше, чем у конкурентов. Целью должно быть превосходство в 100, 1000, 10000 раз, и тогда у вас есть шанс подняться на бизнес-олимп. Именно так поступили создатели Amazon’a, которые не задумывали свой проект как книжный магазин с количеством книг вдвое больше, чем в обычных книжных. Владельцы Amazon’a планировали построить ресурс, на котором можно купить абсолютно любую в мире книгу, и к этой цели они планомерно шли. А достигнув ее, Amazon занял следующую нишу – он стал первым (и пока единственным) в мире интернет-магазином, в котором можно купить абсолютно все.

Это и есть разрушительные инновации – они, создавая новые рынки, подвергают риску рынки существующие, клиенты которых мигрируют в направлении инноватора. Эти инновации мы можем разделить на технические и стратегические.

Технические ставят во главу угла новое изобретение, помогающее заменить или дополнить существующие товары, и тем самым, занять место на рынке. Такой инновацией стал интернет, заменивший многим людям сразу несколько каналов информации и средств связи: телефон, почту, ТВ и газеты .

Стратегические инновации основаны на новых бизнес-стратегиях, которые при из успешном применении подрывают существующие рынки. Именно к таким инновациям можно отнести случай с Amazon’ом.

Требования: К сожалению, стратегии постоянных инноваций, особенно разрушительных, очень сложно ставить во главу угла при планировании долгосрочных стратегий компании или бизнес-проекта. Дело в том, что вероятность удачного исхода довольно мала, но в то же время, отдача намного превышает принятую в этой отрасли. В то же время, если вы уверены в своей разрушительно-инновативной идее, есть смысл проверить ее на состоятельность, то есть, обладает ли она теми свойствами, которые не позволят вашим конкурентам скопировать вашу стратегию и откусить часть пирога.

Для этого вам стоит придерживаться следующих правил:
1. удерживайте информацию о прибыльности вашего бизнеса.
2. старайтесь избегать быстрых прибылей во имя долгосрочного успеха – инвестируйте все полученные средства в ваш бизнес.
3. если вы видите желание конкурентов выйти на ваш рынок, покажите, что вы готовы к битве. Блефуйте с одной стороны, с другой, укрепляйте ваши позиции, найдите сильного партнера среди поставщиков или отраслей, участвующих в вашей товарной цепи. Используйте все доступные инвестиции и обезопасьте доступ к ресурсам.
4. не дайте возможным конкурентам понять ваши конкурентные преимущества. Делайте ставку на неизмеряемые качества – полагайтесь на навыки, процессы и структуры, а не на технологии или физические ресурсы.
5. закройте доступ конкуренту к необходимым ресурсам. Используйте редкие, сложные, и невосполнимые ресурсы, если возможно. Кроме того, используйте время, которое понадобится имитатору для освоения на рынке, в своих интересах.

Если вы учтете эти факторы, то ваши разрушительные инновации определенно принесут вам долгосрочный успех.

Примеры: Одним из самых ярких примеров стратегических разрушительных инноваций является бюджетная авиакомпания RyanAir. Познакомиться с ее бизнес-стратегией можно здесь, а если рассказать в двух словах, то британцы буквально создали на пустом месте рынок дешевых авиаполетов, тем самым серьезно испортив жизнь существующим авиакомпаниям. Сегодня, во время глобального экономического кризиса, услуги RyanAir приобритают все больше и больше значимости и набирают популярность. Именно поэтому по рыночной капитализации «дешевый» RyanAir уже обошел дорогую Lufthansa.
Другие примеры: Google, Nintendo Wii, Интернет, MP3

Недостатки: Разрушительные инновации – процесс рискованный, потому как никогда нельзя предсказать эффект от их внедрения. И если идея замечательна, а ресурсы или бизнес-стратегия подводят, то идею перехватит более подготовленный игрок на этом рынке. Кроме того, формирование самих по себе новых рынков – процесс непредсказуемый вдвойне, и не факт, что ваше видение поддержат потребители, а как известно, именно им решать. В итоге, рынкам с разрушительными инновациями изначально требуются крупные инвестиции, а маржа по сравнению с другими стратегиями довольно небольшая. Поэтому терпение и увлеченные успехом инвесторы вам строго необходимы.

Если вы выстрелите тут – вы победили. Поэтому у вас есть только две задачи: стреляйте чаще и стреляйте точнее!

PS Я нашел несколько видео, которые помогают понять, как и за счет чего можно победить, используя разрушительные инновации.

В схемах:


На словах:


Оригинал поста в моем блоге на Маркет.фм

1 комментарий: